Назначение
Комплекс предназначен для автоматического управления движением рудничного самоходного и/или рельсового транспорта при помощи сигнальных огней светофоров, предупреждения персонала о приближении транспорта, отображения маршрута, отображения состояния светофорной сигнализации и оперативного управления движением внутришахтного транспорта. Аппаратура рассчитана на применение в подземных выработках шахт не опасных по газу и пыли.
Комплекс может использоваться как автономно, так и совместно с системой СПГТ-41 в части определения текущего местоположения персонала и транспорта.
Программные и технические средства Комплекса обеспечивают:
- поддержания исходного состояния для всех светофоров – красный запрещающий свет;
- автоматическое включение разрешающего огня светофора при наличии запроса на свободный блок-участок;
- автоматическое переключение красного огня светофора на красно-мигающий при запросе на занятый блок-участок;
- автоматическое переключение зеленого огня светофора на красный, при въезде транспорта на блок — участок;
- невозможность одновременного включения двух или нескольких разрешающих огней светофора взаимосвязанных маршрутов;
- вывод на монитор диспетчера маршрутов и положения транспортных средств, анализ параметров движения рудничного транспорта и сигнализацию о возможности возникновения аварийных ситуаций, формирование оперативной и учетной информации по работе Комплекса;
- сохранение информации в случае кратковременного исчезновения напряжения;
- повышение безопасности труда;
- оперативный контроль и управление оборудованием;
- формирование отчетов.
Структура
Комплекс имеет 4-уровневую структуру:
- 1-й уровень (полевой): пульты запроса маршрута (ПЗМ), устанавливаемые на транспортные средства;
- 2-й уровень (контроллерный): блоки светофорного регулирования (БСР), датчики положения самоходной техники, контроллер, устройство позиционирования, источники питания с аккумуляторной поддержкой;
- 3-й уровень (связи): средства и Комплекса передачи информации, сервер и конвертеры интерфейсов;
- 4-й уровень (диспетчерский): АРМ Диспетчера, удаленные пользователи.
Принцип действия
Подземные выработки делятся на блок участки, в которых невозможна разминовка ВШТ, ограниченные с двух сторон разъездами или перекрестками. С каждой стороны блок участка устанавливается двухцветный светофор, с установленным контроллером (БСР). Два БСР каждого блок участка связаны между собой двухпроводной линией связи CAN. К БСР могут быть подключены датчики положения ВШТ и внешняя антенна. Все БСР можно подключить к сети MODBUS для дистанционного управления и отображения состояния БСР. На ВШТ устанавливается пульт запроса маршрута ПЗМ.
В исходном состоянии на всех регулируемых перекрестках светофоры горят красным светом.
ПЗМ используется для дистанционного формирования сигнала запроса на занятие блок участка. Водитель ВШТ, подъехав к месту разминовки, нажимает кнопку с номером, соответствующую номеру блок участка, для дальнейшего движения. Табличка с номером блок участка вывешена под светофором. С обеих сторон таблички выведен один и тот же номер. Нумерация блок участков на перекрестке стандартная, по часовой стрелке, начиная, с северного направления. Например, для четырехстороннего перекрестка, если водитель ВШТ подъехал к перекрестку с табличкой номер «2», то справа расположен заезд на первый блок участок, с левой стороны блок участок номер «3», а прямо – блок участок номер «4».
Контроллер БСР, запрошенного блок-участка при свободном блок участке зажигает зеленый свет. При занятом блок-участке зажигается красный мигающий свет.
Контроллеры всех БСР через интерфейс передачи данных с интерфейсом RS-485 связаны с наземным компьютерным оборудованием (сервером).
На рабочем месте диспетчера используется ПО, отображающее на планах горных выработок местоположение ВШТ и текущее состояние светофорной сигнализации.